Лебедка – верный помощник автомобилистов и строителей. Сегодня подробнее изучим рычажные лебедки и их устройство. Поговорим о сферах использования, модификациях, тросах и грузоподъемности, а также о монтажно-тяговом механизме.
В строительстве и на бездорожье лебедка – чуть ли не главный инструмент. Помимо популярных барабанных лебедок, есть еще и рычажные. Они компактные и справляются с серьезными нагрузками. Давайте разбираться, какую рычажную лебедку лучше выбрать, чем она лучше барабанной и чем отличается от монтажно-тягового механизма (МТМ).
Как устроена рычажная лебедка?
Конструкция рычажной лебедки простая, потому устройство выходит очень надежным и имеет грузоподъемность вплоть до 5 тонн. Подобрать себе рычажную лебедку можно на сайте компании «Адванта-М Екатеринбург», отфильтровав товары по грузоподъёмности, длине каната и цене. В случае чего, с выбором поможет консультант. Компания напрямую сотрудничает с поставщиками, потому может предложить лебедки без диких наценок. Товар всегда есть на складе, в наличии все необходимые документы.
Конструкция рычажной лебедки включает:
В отличие от барабанных лебедок, тут трос не наматывается на барабан, а протягивается через него. Чтобы трос не вытянулся обратно, предусмотрен храповый механизм с опорными зубцами. Человеку надо качать рукоятку, она приводит в действие механизм, который протягивает трос и тянет груз. Механизм хорошо виден на картинке.
Есть еще МТМ, там трос также протягивается, но не через барабан с храповиком, а через двухрычажный протяжный механизм и фиксируется двумя парами кулачков. Часто и то, и другое именуют рычажными лебедками, но неплохо знать разницу.
Обычно в рычажных лебедках длина троса не более 9 м, но этого достаточно и для ремонтно-строительных работ, и для лебежения авто из грязи. Казалось бы, что за надежность отвечает трос, барабан или храповый механизм фиксации, но нет. Критически важна рама, на которую и возлагаются все нагрузки при работе.
Рычажные лебедки компактнее барабанных, их запросто можно возить с собой в багажнике. Они более грузоподъемные и надежные.
Грузоподъемность
Все рычажные лебедки требуют прикладывать мускульную силу, т.е. они все ручные, электрических аналогов нет. И за счет этого также достигаются надежность и невысокая цена. Грузоподъемность рычажных лебедок от 0,8 до 5 тонн.
Выбирать следует, исходя из своих задач, но не берите впритык. Нельзя, чтобы лебедка все время работала на пределе возможностей. Так она долго не прослужит.
Где используют рычажные лебёдки?
Рычажные лебедки имеют массу преимуществ:
Благодаря этому они используются в разных сферах:
Модификации рычажных лебедок
Обычная лебедка уже может тащить груз до 5 тонн, но иногда этого недостаточно, потому в продаже можно встретить различные модификации.
Лебедка с полиспастным блоком
Полиспастный блок – относительно простое устройство, которое позволяет значительно повысить тяговое усилие лебедки. Сам полиспаст – это несколько подвижных и неподвижных блоков с веревкой. В зависимости от конструкции он повышает грузоподъемность в 2, 3 или даже 4 раза. Не самая «сильная» лебедка с грузоподъёмностью 2 т сможет, например, вытянуть застрявший в грязи внедорожник, ведь благодаря полиспасту ее тяговое усилие станет 6 или 8 тонн.
Главный минус – потери в длине троса, ведь с ростом грузоподъемности уменьшается расстояние до груза или авто, которое надо вытянуть. Впрочем, в этом недостатке кроется универсальность рычажной лебедки: когда необходима максимальная грузоподъемность, ставим полиспастный блок, а когда требуется большее расстояние – снимаем его.
Лебедка с телескопической рукояткой
Рукоятка у таких лебёдок может удлиняться и укорачиваться. Зачем это надо? Во-первых, с длинной рукояткой удобнее работать, и нагрузка на руки будет меньше. Во-вторых, конструкция позволяет увеличить тяговое усилие, потому такие лебедки популярны среди автомобилистов.
Умельцы удлиняют рукоятку подручными способами в кустарных условиях. Надежность остается под большим вопросом, потому лучше все же отдать предпочтение варианту от производителя.
Виды тросов
Трос выполняют из волокон, переплетенных между собой. Используют металлические или синтетические волокна (нейлон, полиэстер, капрон).
Цепи практически не используются, но их можно встретить в талях. Таль чем-то похожа на рычажную лебедку, но ее главное отличие в том, что это подвесное оборудование. Используется только для поднятия и опускания грузов. Лебедка же эффективно справляется и с горизонтальным перемещением.
Монтажно-тяговые механизмы (МТМ)
МТМ – как старший брат рычажной лебедки. Его называют лягушкой и тупасинкой. Канат тут протягивается через механизм с двумя парами зажимов, которые попеременно его фиксируют, барабана нет. Длина каната не ограничена и может достигать 50 м. Рычага два – для прямого и обратного хода.
МТМ используют для корчевания, вытягивания машин, в строительстве, при спасательных работах. Эти устройства более чувствительны к абразивным частицам.
Производители рычажных лебедок
На прилавках масса китайской продукции, не вся оно плохая, есть вполне качественные изделия. Также есть хорошие лебедки от отечественных компаний.
Наиболее популярными считаются такие производители:
В заключение хочется призвать внимательно рассматривать лебедку перед покупкой. Она должна внушать ощущение прочности, не иметь дефектов, а толщина рамы должна быть не менее 3 мм. Сильно экономить не советуем, иначе потом в экстренной ситуации лебедка просто сломается от небольшой нагрузки.