Ещё не так давно отбойный молоток применялся исключительно в горно-добывающей промышленности. Но с развитием технологий и совершенствованием механизации ручного труда, этот инструмент перебрался в другие сферы производства. Сегодня редкая стройка обходится без этого могучего помощника, делающего работу менее тяжёлой и затратной. Благодаря применению ударного молотка производительность труда возрастает многократно. Появляется возможность решать сложные задачи, связанные с реконструкцией и демолицией старых зданий, подговки строительной площадки для возведения новых домов.
Содержание
Устройство представляет собой ударный инструмент, предназначенный для работы по разбиванию и раскалыванию скальных осадочных пород, бетонных конструкций, асфальта и т.д. Управление молотком производится оператором вручную, регулируется направление удара, частота и длительность воздействия на обрабатываемую поверхность. Так как силовое воздействие передаётся на рабочий орган (пику, лопатку,зубило и т.п.) от бойка, приводимого в действие сторонним источником энергии, устройство относится к механизированному классу инструментов. Привод может быть
Количество ударов варьирует от 15 до 45 Гц. (т.е. 15–45 рабочих движений бойка в секунду).
Кроме ручных отбойных молотков существуют станковые машины, использующие аналогичный принцип работы. Их применяют при разработке горных пород в шахтах и открытых карьерах. Изобретателем станков считается французский инженер Жермен Соммейе (конец 50-х годов 19 столетия).
Несмотря на многообразие видов, их принцип действия ничем не отличается. Рабочая часть представляет собой зубило, пику или долбёжную лопатку. Это, как правило, изготовленный из высокопрочной стали шестигранник, заострённый на конце. В действие его приводит боёк, который получает импульс от приводного механизма. Боёк и поршень устанавливаются в гильзе. Между ними находится воздушное пространство, которое сжимаясь, толкает боёк по направлению к пике. Такая конструкция необходима для того, чтобы разрушающая сила не имела прямого приложения к приводному механизму. В противном случае, удары в 30–50 кДж. быстро разрушили бы шток двигателя. Во время обратного хода поршня, внутри гильзы образуется пониженное давление воздуха, которое «втягивает» боёк в исходное положение и цикл повторяется снова. Независимо от конструктивного решения привода, механическая часть отбойника остаётся неизменной.
Для того чтобы отбойный молоток служил долго и не ломался, необходимо сделать правильный выбор модели. Технические характеристики инструмента должны соответствовать тем задачам, которые перед ним стоят. Слишком мощное и габаритное оборудование потребляет большое количество электроэнергии, требует обслуживания в специализированных мастерских и дорогостоящих расходных материалов. Недостаточно мощное — не справится с заданным объёмом работы. Поэтому при выборе нужно учитывать все детали и нюансы предстоящей нагрузки на инструмент. Основными критериями, на которые необходимо обратить внимание при выборе отбойной машины, считаются следующие технические параметры.
Кроме перечисленных параметров иногда полезно учесть дополнительные технические характеристики.
Особо «продвинутые» модели оснащаются функцией защиты от повреждения кабелей. Заключается она в том, что при попадании долота в проводник под напряжением, срабатывает размыкающее реле, и двигатель отбойного молотка отключается. Устройство выручает в тех случаях, когда долбёжка ведётся в старых зданиях, где проводка может оказаться в самом неожиданном месте.
При частом использовании молотка больше всего страдают суставы кисти рук оператора. Для таких пользователей система погашения вибрации — не роскошь, а насущная необходимость.
Вся информация, как правило, подробно отражается в техническом паспорте изделия.
Внимательное её изучение защитит от ошибок выбора и досадных разочарований.
Существует также общая классификации всех устройств на бытовые и профессиональные. Бытовые предназначены для небольших объёмов работ, не предусматривающих ежедневную эксплуатацию. Профессиональные отбойники соответствуют повышенным требованиям. Они способны работать в бесперебойном режиме в течении длительного времени. Первые более доступны в финансовом отношении. Вторые стоят дороже, что обусловлено большими затратами на изготовление.
Признаком производительности считается размер молотка. Ниже приведены технические характеристики 4 основных типоразмеров.
Типоразмер | Предназначение | Энергия удара | Частота удара | Марки отбойныйх молотков |
Типоразмер №1 | Дробление, удаление и отслоение материалов со средей прочностью: глина, кирпич, штукатурка. Эксплуатация в стеснённых условиях, на весу. | до 30 Дж | до 45 Гц | МО-1, МО-1Б. |
Типоразмер №2 | Работы общестроительного характера. | до 40 Дж | до 35 Гц | МО-2, МО-2Б,МОП-2, МО-2М, ПМ-2. |
Типоразмер №3 | Работа с материалами повышенной прочности, преимущественно вертикально сверху вниз. | до 45 Дж | до 20 Гц | МО-3Б, МОП-3, ИП-4613. |
Типоразмер №4 | Обработка материалов высокой прочности, включая армированный бетон. Направление удара — сверху вниз. | свыше 50 Дж | до 25 Гц | МО-4Б, МОП-4. |
При выборе молотка следует учитывать также производителя инструмента. Состояние рынка таково, что всегда существует вероятность потратить деньги на подделку. Причём продавцы сами не всегда знают о том, что находится внутри красиво оформленного товара со всеми признаками качественного изделия. В частности, в электрических отбойных молотках недобросовестного изготовления могут быть установлены пластиковые шестерни вместо металлических. Их работа ничем не будет отличаться, кроме одного — через месяц пластмасса под действием нагрузок разрушится, и молоток выйдет из строя. Поэтому, лучше обходить сомнительные варианты «выгодной» покупки и отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя производителям. К таковым относятся бренды с мировым признанием: Бош, Макита, Хилти и Хитачи.
Из отечественных производителей пневмо-инструмента заслуженным уважением пользуется серия отбойников и бетоноломов «МО» и «МОП», производимые в г. Томске. Это настоящая профессиональная техника, которую можно применять как в быту, так и на производстве. Достоинством российских инструментов является широкая сеть сервисного обслуживания и доступность запчастей в розничной продаже.
Работа с отбойным молотком имеет ряд особенностей, связанных с воздействием негативных факторов на оператора.
Поэтому требования безопасности включают в себя следующие пункты:
Исполнение этих несложных правил защитит пользователя от травм, а отбойник — от преждевременного износа.
Часто, при использовании пневматического отбойного молотка, некоторые пользователи увеличивают давление компрессора, подающего сжатый воздух на инструмент. Исходят они из простого рассуждения, что чем больше давление на поршень, тем больше сила удара. Это действительно так. Но, к сожалению, очень непродолжительное время.
Все паспортные параметры молотка указаны с учётом номинального давления — это, как правило, 0,5–0,6 МПа. (или 5–6 атм.). При увеличении давления до 7–8 атмосфер, резко (на 40–60%) увеличивается нагрузка на поршень, а это приводит к сокращению ресурса деталей вдвое. Поэтому, вывод прост — вместо того, чтобы «выжимать» из молотка несвойственную ему мощь, лучше выбрать инструмент с повышенными показателями силы удара.
Во время эксплуатации электрического отбойного молотка возникают искры на коллекторе электромотора. Об этом нужно помнить при выполнении работ поблизости горючих и легковоспламеняющихся материалов. В подобной ситуации безопаснее применять устройства с пневматическим приводом.
Это в силу простоты конструкции и предназначения достаточно надёжный и «неубиваемый» инструмент. Специалисты по ремонту оборудования отмечают, что 70% случаев поломок связаны с перегрузками и недобросовестным отношением к эксплуатационным нормам.
Избежать преждевременного износа помогут простые правила.
Нужно помнить, что новый инструмент, полученный с завода, необходимо разобрать, очистить от консистентной смазки, тщательно промыть все составляющие в керосине. Только после этого производится сборка и молоток готов к работе. Подавляющее большинство изготовителей, предусматривает определённый период хранения изделия и защищает инструмент от коррозии, покрывая его защитными составами, которые нужно удалить.
Техническое обслуживание включает в себя два следующих вида:
Расходные материалы, которые изнашиваются постоянно, нужно менять по мере их годности. Долото и пику можно затачивать самостоятельно. Для этого используют болгарку или стационарный точильный станок. При этом важно сохранить правильный угол заточки. Запрещается «править» точилом хвостовик — это приводит к увеличению технологических зазоров со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Среди специалистов по ремонту отбойных молотков бытует такая поговорка. Отбойник — это тот же автомат Калашникова, только стреляет чаще. Полная разборка и сборка в руках опытного мастера происходит быстро. Новичку лучше предварительно ознакомиться с устройством и только после этого приступать к ремонту.
Вне зависимости от того, какой привод у молотка, демонтаж начинается с полного отключения от компрессора или электросети.
Разбирать инструмент без отключения строго запрещается, это опасно для жизни и здоровья.
Порядок сборки и разборки описывается в технической документации к каждому изделию.
Ниже приведены наиболее частые виды поломок пневматических молотков и способы их устранения.
Возможные поломки и способы их устранения | |||
Повреждения, их наружные признаки и проявления | Подготовительнельные работы для выплнения ремонта | Последовательность выполнения работ | Специальные инструменты или приборы для устранения поломки |
1. Не работает отбойный молоток | |||
Отстутствие давления, низкий уровень компрессии воздуха | Контроль давления воздуха на выходе из компрессора | 1. Очистка и продувка шлангов. 2.Проверка целостности подающего рукава. В случае обнаружения повреждений — замена. |
Пневматический рукав, шланг высокого давления. |
Засорились каналы ствола, внутрь попала вода и замёрзла | Демонтаж и ревизия ствола | Очистка и промывка канала от мусора, воды и льда. Сборка, продувка и приработка при малой нагрузке. | Чистый промывочный керосин. Масло для смазки, рекомендованное производителем. |
2. Пониженное количество ударов при слабом единичном ударе | |||
Применение пневматического шланга (рукава) малого сечения или слишком большой длины. Пониженное давление воздуха. | Контроль воздушного давления. Расстояние между компрессором и молотком не должно превышать 20 м. | Манометр. | |
Закупорка шланга вследствие повреждения | Отсоединение рукава от компрессора и молотка | Найти и удалить повреждённую часть рукава. Отремонтировать или заменить шланг целиком. | Нож, хомуты. |
Перелом шланга. Чрезмерное количество смазки | Отсоединение рукава от компрессора и молотка | Ликвидировать перегиб. Промыть молоток. Приработать при малой нагрузке. | Промывочный керосин, индустриальная смазка. |
3. Повышенное количество ударов при слабом единичном ударе | |||
Увеличенный зазор между распределителем и приёмником ствола. | Отсоединение молотка, глушителя. Извлечение стопорного кольца, фиксатора. | Докручивание звена до упора и установка фиксатора, стопорного кольца. | Слесарные тиски, спецсъёмник для стопорного кольца. |
Засорение посторонним мусором узла сопряжения стволового торца и крышки клапанной коробки. | Разборка молотка. | Извлечение и удаление посторонних предметов (песок, стружки, грязь и пр.) Промывка и продувка деталей. Перед работой необходима приработка. | Ветошь, керосин, смазочные материалы. |
4. Неравномерная работа молотка | |||
Большой люфт хвостовика в патроне. | Извлечение долота из буксы. | Дожимание молотка к торцу инструмента. | |
5.Чрезмерный износ и окисление деталей | |||
Присутствие влаги и пыли в воздухе, подаваемом из компрессора. | Удаление ржавчины и грязи в пневматическом рукаве. Провести ревизию воздушного фильтра. Очистить или заменить при необходимости. | Слесарный инструмент, ключи. |
Выбор отбойного молотка — занятие, которое требует знания и опыта. Не лишним будет прислушаться к мнению экспертов и мастеров с большим практическим опытом. Но в случае удачного решения этого вопроса, механический помощник будет служить верой и правдой много лет, разрушая любые преграды на пути.